Семинар "Продвижение продукции НХП в современных условиях".

17 ноября в Нижегородском государственном университете прошел практический семинар для руководителей предприятий НХП Нижегородской области. Он был организован Фондом развития НХП, ННГУ и Центром маркетинга НХП

Событие, на мой взгляд, очень значимое для промыслов региона. Это было первое - "вводное" - занятие, на котором была озвучена проблема - продвижение продукции НХП в современных условиях, в том числе посредством Интернета и выработаны, пока очень общие, пути ее решения. Семинар планируется проводить 1 раз в квартал.

Открывая семинар, Н.Г. Смирнов предоставил слово ректору ННГУ, проф., д. ф.-м.н Е. В. Чупрунову.

seminar_nhp1.jpg
В приветственном слове участникам семинара Евгений Владимирович Чупрунов назвал знаковым событием тот факт, что в университетском зале, где "чаще всего бывают представители науки, бизнеса и учебных заведений ... собрались представители народных художественных промыслов. Это знаково, надо... чтобы мы с вами виделись почаще".
Ректор рассказал об университете, его истории и современном статусе "научно-исследовательского университета", который является признанием заслуг университета и предоставляет большие возможности в научной и образовательной деятельности.
В заключении своего выступления Е.В. Чупрунов пригласил к сотрудничеству представителей НХП.

О задачах семинара, о внутренних резервах развития и пропаганды промыслов - генеральный директор Фонда развития народных промыслов Н.Г. Смирнов
seminar_nhp0_sm.jpg
Николай Гордеевич Смирнов в вступительном слове отметил, что участие ректора Е.В. Чупрунова в проходящем в университете мероприятии - практическом семинаре для руководителей предприятий НХП - подчеркивает значимость события, впервые проводимого Фондом в стенах университета.
Необходимость проведения семинара очевидна - "Нужно учиться: как работать в современных условиях, условиях мирового кризиса, который затрагивает и Россию. Пример отдельных предприятий НХП показывает, что и в этих тяжелейших условиях можно добиваться положительных результатов".
"Художественные промыслы - это действительно наше национальное достояние. В той или иной степени они присутствуют во всех сферах народного хозяйства - в культуре, образовании, промышленности."
"Фонд развития НХП Нижегородской области занимается вопросами развития народных промыслов уже 15 лет и впервые это проходит в такой форме - семинара с ведущими специалистами в вопросах туризма, бизнеса, маркетинга, менеджмента".
"Наши промыслы поддерживаются государством,, но единой программы нет, 10 лет назад эта поддержка была значительно больше. В области принята программа поддержки НХП, но сумма небольшая - 13 млн. рублей.
На совещании с директорами предприятий НХП, которое мы проводили по инициативе министерства предпринимательства, я предложил - давайте создадим внутреннюю программу поддержки промыслов. В каждом районе Нижегородского региона много возможностей поддержать промыслы.
Так, на выставке "20 лет ЛУКОЙЛ" я обратился к А.Г. Спирину с предложением выпустить книгу о народных художественных промыслах Кстовского района, он поддержал это. Представитель "ЛУКОЙЛ" сказал о том, что будет разработана программа по работе с детьми и молодежью.
"Другое направление - ННГУ им. Лобачевского. Мы встречались с ректором университета Е.В. Чупруновым и договорились до нового года разработать программу совместных мероприятий Фонда и университета, подписать "Соглашение".
Договорились издать книгу "Выпускники университета - выдающиеся деятели культуры". Т.И. Емельянова, Шамшурин, Цирюльников, Чуянов, Андриянов - таких людей очень много.
"У нас 3 учебных заведения по народным промыслам: лицей в Семенове,техникум в Павлове и колледж дизайна в НН. Предлагаю взять над ними шефство (совместно с ННГУ) - мы дадим направление (лучшим студентам) для обучения в ННГУ, подумаем об именных стипендиях".
Николай Гордеевич Смирнов подчеркнул, что существует много других направлений, это только часть "внутренней программы", о которой он говорил и, обращаясь к присутствующим, особенно к руководителям предприятий промыслов, предложил подумать над конкретными проектами - что можно сделать в каждом регионе.

Научный подход к обсуждению проблемы был гарантирован составом выступающих спикеров и экспертов и поднимаемых ими тем:

- Иудин А.А., проф., д.э.н., Зав кафедрой прикладной социологии ННГУ - "Мифопластика подарочного продукта".

- Подкар С.Б., к.соц.н., зам. директора музея ННГУ по проектам - "Товарный брендинг и современные маркетинговые комплексы. Индустрия праздничных подарков. Упаковка".

- Гировка Н.Н., зав. кафедрой туризма и гостеприимства ННГАСУ, к.геогр.н. "Туризм и НХП. Возможности и риски конвергенции".

- Мартов С.Е., директор интернет-компании"Вебматекс", руководитель Школы практического сайтостроения в ННГУ. - "Технологии продаж изделий НХП: интернет-маркетинг".

- Козлов В. Д., руководитель бизнес-школы GreenCity.

Возможно, что в процессе обучения будут сформулированы не только проблемы и задачи, стоящие перед предприятиями НХП, но и намечены реальные и конкретные пути их решения. Тогда взаимодействие "науки и практики" будет иметь отдачу и, несомненно, будет полезно обеим сторонам.

Докладчики:

А.А. Иудин
seminar_nhp3_iudin.jpg Из выступления: "В последнее время в проблеме маркетинга территорий возникла тема бытования, функционирования, экономики народных художественных промыслов. Вы представляете очень яркую, очень брендообразующую отрасль не только в Нижнем Новгороде, но и в России.
В сущности, народные художественные промыслы - носители идентичности, именно русской идентичности. Государство пока с трудом это понимает".
" Надо спасать, поддерживать народные художественные промыслы. Проблема заключается в том, что они находятся в таком состоянии, что их как народные художественные промыслы, в традиционном смысле, поддержать невозможно... Именно как массовое производство промыслы начинались с рынка: вся деревня ела деревянными ложками, они быстро выходили из строя... Это было производство чрезвычайно важного и нужного в народном хозяйстве. Сегодня эти промыслы удовлетворяют совсем другие потребности. На эту тему я и хочу говорить.
"Мифопластика подарочного продукта" - так называется мой доклад.
Мы живем в мире мифов.
Многие считают, то миф придуман для того, тобы украсить жизнь.
Как сазал известный сказочник "Сказки - это мифы, в которые перестали верить". Мифы - это сказки, в которые продолжают верить. Чем меньше люди знают, тем больше они находятся (под влиянием мифов).
Сегодня мифопластика осваивается в такой области как брендинг.
Нижегородская область позиционирует себя как "Родина Хохломы". То, что родина хохломы - Ковернино... знают специалисты, основная масса людей уверена, что "там, в Нижнем Новгороде". За границей - "матрешки - это что-то такое русское"
Итак, первая позиция, на которой я хотел бы остановиться -
"Мы живем в мире мифов. Надо позиционировать художественные промыслы как некий миф. Надо создавать вокруг них некое пространство: теперь это не ложка, которой едят. Это - произведение искусства".
"Мифопластика подарочного продукта. Что такое подарок? Некий символ, некий миф. Подарок дорог не сам по себе. Приехал иностранец, гость из Москвы в НН. Что мы ему подарим? Мы хотим подарить что-то такое, чтобы он помнил, что ему подарили это в Нижнем Новгороде и что это означает.
(Возможно) надо прикладывать к изделию некий текст - сертификат о его происхождении и о самой работе - что изображено, что это означает.
В Ковернино издана великолепная книга - "Славянский круг" -сама по себе очень хороший подарок, К ней надо дарить "иллюстрации в дереве"...

Мы начинаем говорить о мифопластике подарочного продукта:
По какому поводу, ради каких воспоминаний, кому мы их дарим???
Нам надо добиться того, чтобы промыслы были самим ценным подарком. Чтобы люди искали их...

Сегодня мы говорим о мифопластике подарочного продукта - вокруг этого подарочного продукта надо создавать некоторое пространство. Фактически, туристическое. Что такое туризм? Оень выгодный экспорт продукции на чужую территорию. Причем экспортируются впечатления. Сами заводы, фабрики, деревни, пирамиды остаются на месте. Люди приезжают, отдают свои деньги и увозят впечатления.

В принципе, народные промыслы - это некое новое пространство. Говоря об этом пространстве надо решить - куда оно будет двигаться? Надо понять, почувствовать направление этого движения.
Производство подарочного продукта должно обрастать новыми наполнениями.

Центр по развитию экспортного потенциала НО.
seminar_nhp4_center_.jpg

В.Д. Козлов
seminar_nhp5_kozlov.jpg
Вы знаете, что 18-летний марафон вхождения России в ВТО завершился. Конкурировать нам придется не с "дворовыми командами", а с олимпийцами. Международная конкуренция - неотвратимый свершившийся факт и отсюда вопрос способности представить на международные рынки что-то особенное. "Отличайся, или погибнешь"(Джек Траул).
Не умеете производить - вас нет на рынке.
Сегодня при избыточности предложения, при возможности копировать мгновенно практически все, при мобильности трудовых, финансовых, информационных ресурсов воссоздать технологии - не так уж сложно.
Вы знаете по своим делам - все художественные промыслы легко копируются. И рядом с вами существует армия копиистов, которая без какой-то защиты вашего народного достояния тоже пытается продавать.

Искусство представить свою продукцию, причем искусство представитть свою продукцию ценной - очень важное качество.
Не умеете продавать - вас тоже нет на рынке.
А продается что? - Ценность.
Мы должны с вами представить, что на рынке все-таки предлагается ценность, а платится цена.. И научить себя выражать именно в той ценности, которую вы предлагаете.

Для начала нужно сказать - а какая ценность вашего продукта?
Благопожелание - это уже ценность. Покупая деревянный предмет я покупаю некоторый знак, символ, почти магический - "мир вам и любовь". Я хочу внести к себе это в дом, повесить на стену. И буду не на картинку смотреть, а что в душе будет.
Если я смогу такую ценность представить эстетически, с дизайнерским размахом...
Рынок стал клиентоориентированным...
Интернет открыл... сетевую экономику... от производителей ожидают определенной реакции. Если вы не слышите, значит, вы не можете этот диалог отстроить.
Задача - простые, понятные всем вещи превратить в понятные конкретные решения."

В.Д. Козлов привел пример японскую "технологию поиска ответа" - "5 почему": 5 раз задавая вопрос "почему?" вы дойдете до донышка, а значит и решения этих пяти вопросов.

Н.Н. Гировка
seminar_nhp6_girovka.jpg Краткая история вопроса такова.
В свое время ООН и ЮНЕСКО объявило всемирное 10летие развия культуры. 1988-1997 годы. Я не слышал, чтобы в России были исследования по этому вопросу. ЮНЕСКО провело иследования по развитию народных художественных промыслов в Северной Африке. Все страны, начиная на западе с Мавритании и заканчивая Египтом и ОАЭ были участниками этих исследований. Были проведены исследования по возможности развития. Понятно, что там песок и больше ничего. Значит, народные промыслы.
Туристская Европа - рынок просто замечательный. Они встали перед вопросами: " Кто мы на этом рынке? А можем ли мы участвовать в рынке? А есть ли интерес к этим промыслам на этом рынке? А может быть мы станем участниками этого движения?"

Были выработаны рекомендации:
Было проанализировано в это 10летие - а что дают народные художественные промыслы вообще говоря человеку, привередливым туристам, что они от них хотят и как они будут вести себя? Что они заказывают?

Было воссоздано огромное количество промыслов, ремесел, архитектурных деревень, даже горных деревень, которые включились в это движение. Прошло некоторое количество лет и оказалось, что главный на этом рынке тот человек, который собирает ремесла, знает "кто что хочет и почем хочет" и соответственно заказывает это производство.

Тут есть и опасности - ремесленник делает то, то ему сказали. Не то, то он захочет, а то, что, иначе говоря, пользуется спросом.
Как выйти из этого положения?

Были продолжены исследования. В результате туриста попытались приблизить к изготовителю, мастеру. Это в некоторой степени удалось. Таким образом удалось сохранить и истинное культурное наследие, настоящие ремесла и промыслы, а не какие-то поделки.

Эти этапы, которые прошли страны Африки и в которые, на самом деле, мы вливаемся. Мы будем повторять этот путь в точности. Он уже сейчас хаотично, разбросано, сам по себе, методом поиска, методом ошибок и набивания шишек идет.

Но, самое главное, результаты этих исследований ЮНЕСКО показали, что заметны те, кто объединился с соседями, создавая комплексные туристические продукты.

Какой вывод можно сделать для нас?
Рынок рынком, а управлять нужно!

И еще вещь, о которой мало кто говорит, но мы вечно набиваем шишки. Туризм - это область или отрасль деятельности, успех которой зависит от умения договариваться. Нас не учат этому умению договариваться.

Умение договариваться и выстраивать общую единую цель.
Нужно планировать это развитие буквально со всеми заинтересованными лицами.

С его начать?
У нас в Нижегородской области промыслы существуют в 25-26 регионах, в некоторых не по 1. Отдельно промысел кто-то увидит, но это очень длинный путь набивания шишек. Первое, с чего Нужно начать, выработать единую политику, единый туристический продукт. ... Он должен быть комплексный - на 15 минут к нам никто не поедет - далеко.

Историко-культурное наследие и народные художественные промыслы - это вещи, которые удовлетворяют культурные потребности познавательного типа. Познавательная потребность есть во всех видах туризма.
Триада "Туризм. Культура. Развитие" - к ней пришли не сразу. Сначала культура думала, что только экономика ее может поднять. На самом деле это не совсем так. Туризм - инструмент продвижения. Он крайне заинтересован в долговременных проектах. Они позволяют создать плановые потоки.

Приведенные в докладе карты характеризуют центральное место Нижегородского региона на карте Волжского бассейна:
seminar_nhp6_gir1.jpg

Расположение мест историко-культурного наследия Нижегородской области.
seminar_nhp6_gir2.jpg

С.Б. Подкар
seminar_nhp7_podkar.jpg

С.Е. Мартов
seminar_nhp8_martov.jpg

Модератор семинара С.Б. Подкар
seminar_nhp2_podkar.jpg

Министерство развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг представляла Т.В. Мурыгина.
seminar_nhp_min.jpg

В перерыве:

Н.Г. Смирнов говорил со студентами колледжа дизайна о содействии Фонда молодым специалистам народных промыслов
seminar_nhp zal2_sm.jpg

Вопросы С.Б. Подкару задает Л.Ю. Моторина, директор Музея им. Добролюбова.
seminar_nhp_u3.jpg

Обсуждение темы:
к.филол. наук, доцент ННГУ Ф.Г. Вагапова и к.геогр.н., доцент ННГАСУ Н.Н. Гировка
seminar_nhp_u2.jpg

Участники семинара:

Ф.Г. Вагапова, Н.Ю. Дудина (Городецкая золотная вышивка), З.Ф. Корина("ВАРКО")
seminar_nhp_u1.jpg

Ковернинский "Хохломский художник", справа - директор предприятия В.И. Соловьев
seminar_nhp_u4.jpg

Чкаловский "Гипюр", в центре - директор предприятия Е.В. Кириллова
seminar_nhp_u5.jpg

"САРО" - директор предприятия С.К. Воропаев
seminar_nhp_u6.jpg

Зал семинара.

Участники семинара - руководители и главные специалисты большинства предприятий и организаций Нижегородской области, связанные с народными художественными промыслами.

seminar_nhp zal1.jpg